alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
31 января
2018
15:50
4 530

Внедрение Стандарта развития конкуренции: резервы повышения качества жизни и ведения бизнеса в Московской области

«Конкуренция производителей заставляет

изыскивать способы удешевления всяких товаров»

Дмитрий Менделеев

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации 
В.В. Путиным подписан 
Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Указ определяет активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации в качестве приоритетного направления деятельности всех ветвей власти в Российской Федерации. Среди основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции считаем необходимым выделить:

  • направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

  • развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

  • обеспечение прозрачности закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ 
    и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием.

Таким образом, на новый, принципиально качественный уровень были выведены вопросы, связанные с необходимостью не просто достижения целей и задач в социально-экономическом развитии общества, а достижения посредством применения средств и методов развития конкуренции во всех отраслях экономики страны.

Что же такое конкуренция в свете поставленных Президентом страны задач? Что делается в Московской области в этом направлении, 
и что предстоит сделать в ближайшей перспективе?

Прежде всего необходимо отметить наличие утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738 - р Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Стандарт разработан в целях формирования прозрачной системы работы органов государственной и муниципальной власти по реализации мер 
по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, формирования условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.

Сам термин «стандарт конкуренции» заключает в себе множество аспектов давным-давно нам знакомых слов. Обратившись к толковому словарю, мы определяем «стандарт» как «одинаковый, единый». Конкуренция же, в классическом понимании – «соперничество хозяйствующих субъектов». Таким образом, в самом термине «стандарт конкуренции» заложена 
его основная направленность – обеспечение стандартных, одинаковых условий для соперничества хозяйствующих субъектов.

И основной целью создания этих стандартных конкурентных условий является удовлетворение текущих и предполагаемых потребностей населения в товарах, работах и услугах на основе возможности выбора как самих товаров, так и их поставщиков (исполнителей).

Стандарт представляет собой систему мер, последовательность применения которых в зависимости от региональной и отраслевой специфики, и их сочетание позволят достичь в наикратчайшие сроки целей социально экономического развития с максимально возможным эффектом. И эффект этот достигается за счет всемерного развития частной инициативы 
и предпринимательской активности широких слоев населения.

Внедрение стандарта осуществляется на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и координируется назначенным им органом исполнительной власти.

В Московской области органом, уполномоченным по внедрению Стандарта развития конкуренции определен Комитет по конкурентной политике Московской области.

В рамках федерального стандарта предусмотрено ежегодное формирование Рейтинга глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции.

Указанный Рейтинг формируется Аналитическим центром 
при Правительстве Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив 
по результатам состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг каждого из субъектов Российской Федерации.

По состоянию на июль 2017 года Московская область занимает 4 место среди всех субъектов Российской Федерации. При этом, необходимо отметить положительную динамику данного показателя: в 2013 и 2014 г.г. – 16-18 места, в 2015 году 10 место.

С целью внедрения Стандарта развития конкуренции, а также 
для обеспечения реализации системного и единообразного подхода 
к деятельности по содействию развитию конкуренции в Московской области, постановлением Правительства Московской области от 17.11.2015 № 1073/44 утвержден комплекс мер по содействию развитию конкуренции в Московской области.

Определен Перечень приоритетных и социально значимых рынков 
по содействию развитию конкуренции в Московской области и План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции. Всего на данный момент определено 24 рынка, охватывающих все сферы жизни в Московской области. Среди наиболее знаковых, тех, кто находится как говорят «на слуху» с точки зрения неотложности решения жизненно важных вопросов рынки управления многоквартирными домами, услуг 
в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, торговли, транспорта и многие другие.

Реализация мероприятий требует скоординированных усилий всех органов исполнительной власти Московской области, федеральных ведомств и органов местного самоуправления Московской области.

Высокая оценка в Рейтинге – это не только и не столько место, занимаемое Московской областью среди субъектов Российской Федерации. Это прежде всего количество вновь созданных рабочих мест, объемы инвестиций, и в конечном счете – уровень благосостояния населения.

Вектор развития, заданный Президентом страны, его направленность 
на развитие инновационных технологий, наукоемких производств, всестороннее содействие развитию бизнеса находит свое отражение 
в действиях по внедрению Стандарта развития конкуренции в Московской области. Предпринимаемые Правительством Московской области 
по направлениям Стандарта развития конкуренции меры приносят ощутимый результат.

Развитие малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для предпринимателей, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства являются приоритетом в деятельности Правительства Московской области и положительным образом влияют 
на развитие конкуренции в регионе.

Московская область – один из лидеров по количеству малых предприятий среди субъектов Российской Федерации.

За 2017 год в Подмосковье на 7% увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства, на 4% возросло количество работников предприятий.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 10.01.2018 на территории региона насчитывалось 319 378 субъектов экономической деятельности.

В 2017 году открылось свыше 22 тысяч предприятий малого и среднего предпринимательства, из которых более 8 тысяч в сфере строительства жилых и нежилых зданий.

Этому способствует и то обстоятельство, что при наличии требований 
в федеральном законодательстве о государственных закупках о размещении не менее 15% государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства в Московской области этот показатель составляет свыше 30%.
Такие результаты стали возможны благодаря реализации мероприятий, направленных на расширение перечня товаров, работ и услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, создания системы правовой и информационной поддержки, в том числе через реализацию принципа «одного окна» 
и используя возможности МФЦ области.

В 2017 году Московская область стала единственным регионом 
в Российской Федерации успешно реализовавшим проект по упрощению процедур проведения конкурсных отборов на получение субсидий 
по программе поддержки предпринимательства – во всех 105 действующих многофункциональных центрах предоставления государственных 
и муниципальных услуг области обеспечен прием заявок 
от предпринимателей. Согласно новым правилам приема заявок предпринимателю достаточно подать заявление и документы в МФЦ, 
где сотрудники проверят комплектность документов и правильность 
их заполнения.

Информация о конкурсах по поддержке предпринимательства, имуществе, доступном для предпринимателей, база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства воспользовавшимися такой поддержкой, налоговых льготах, контакты представителей инфраструктуры поддержки бизнеса, администраций муниципалитетов находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Министерства инвестиций 
и инноваций Московской области, портале Малый бизнес Подмосковья, Инвестиционном портале Московской области, а также на сайтах Торгово-промышленной Палаты и ее отделениях в муниципальных образованиях.

В 2017 году субсидии на частичную компенсацию затрат 
на приобретение оборудования получили 84 субъекта малого и среднего бизнеса на сумму 300 миллионов рублей. Такая мера дала предпринимателям стимул на инвестиции в основной капитал в части приобретения оборудования на сумму порядка 3 млрд. рублей, что позволило сохранить не менее 4,2 тысяч рабочих мест и создать более 900.

Заслуживает внимание опыт Министерства потребительского рынка 
и услуг Московской области по размещению объектов нестационарной торговли исключительно по итогам электронных аукционов.

Значительный объем работы проводит и Министерство инвестиций 
и инноваций Московской области.

Подмосковье – единственный регион, где при государственной поддержке создаются и действуют 3 особые экономические зоны, 
58 индустриальных парка и 12 технопарков. По этому показателю Московская область на протяжении ряда лет занимает первые места в России.

За 2017 год в индустриальных парках создано 2 305 новых рабочих мест. Привлечено 237 новых резидентов, 53 резидента начали промышленное производство. В свободных экономических зонах Дубна, Исток (Фрязино), Ступино Квадрат создано 783 рабочих места,

В «Дубне», например, начали работу уникальные предприятия 
по разработке и производству бортовых кабельных сетей для летательных аппаратов и наземной техники. В «Ступино Квадрат» открыты предприятия пищевой промышленности – австрийский «Бакальдрин» и мексиканский «Солнце Мехико». В индустриальном парке «Дега» немецкая компания «Wilo» планирует расширение производства насосов. Из локомотивных проектов в министерстве инвестиций и инноваций Московской области также отмечают General Electric в Люберцах, расширение «Кроношпана» 
в Егорьевске. Многие компании принимают решение о модернизации – это значительное расширение, создание новых линий или серьезное техническое переоборудование.

В экономку Московской области в 2017 году инвестировано порядка 650 миллиардов рублей, промышленность в Подмосковье показала рост в 12%. 
За год в регионе открылись 53 новых завода и фабрики. Создано свыше 50 тысяч рабочих мест.

Конечно же, принимаемые Правительством Московской области меры достигают своего результата только при условии того, что на этапе 
их подготовки учитываются реальные потребности бизнес-сообщества 
в развитии. Именно на достижение этого и нацеливает Стандарт развития конкуренции.

Формирование в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления Московской области постоянно и эффективно функционирующей системы сбора, обобщения и анализа предложений бизнес-сообщества по вопросам перспективного развития отраслей и территорий является предметом постоянного внимания руководства области и Комитета по конкурентной политике Московской области как органа, координирующего внедрение Стандарта.

Комитетом совместно с Торгово-промышленной палатой Московской области создан Общественно-консультативный совет по формированию конкурентной бизнес среды в Московской области. Совет является постоянно действующим общественным экспертным органом, образованным в целях привлечения широкого спектра представителей бизнес сообщества 
к выработке предложений по созданию условий для развития конкуренции 
в различных отраслях экономической деятельности на территории Московской области и к оценке результативности проводимых в Московской области мероприятий по содействию развитию конкуренции.

Основными задачами Совета являются:

  • выявление и анализ проблем развития конкуренции в Московской области, подготовка с учетом интересов бизнес сообщества рекомендаций органам государственной власти Московской области по мерам, направленным на развитие конкурентной среды;

  • разработка рекомендаций по устранению избыточного государственного регулирования и снижению административных барьеров;

  • участие в общественном контроле за выполнением мероприятий стандарта развития конкуренции в Московской области.

Во исполнение требований стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, Комитетом по конкурентной политике Московской области на регулярной основе организуется проведение многоуровневых социологических исследований удовлетворенности потребителей и субъектов предпринимательской деятельности состоянием конкурентной среды 
на территории Московской области:

  1. Многоэтапный массовый опрос населения Московской области 
    с использованием онлайн технологий в процессе личных формализованных интервью и онлайн опрос предпринимателей Московской области.

  2. Опрос потребителей Московской области в возрасте от 18 лет 
    и опрос руководителей и ведущих специалистов предприятий микро, малого 
    и среднего бизнеса, функционирующих на территории Московской области, проводимый органами местного самоуправления Московской области 
    и Торгово-промышленной палатой Московской области

  3. По результатам проведенных исследований, в целях детализации составляющих неудовлетворенности потребителей Московской области качеством товаров, работ и услуг Комитетом проводятся дополнительное онлайн опросы на портале «Добродел», созданном Правительством Московской области для улучшения обратной связи с населением.

  4. В 2017 году аудитория портала «Добродел» составляла более 500 тысяч активных пользователей, что составляет 10% от численности населения Московской области трудоспособного возраста.

Всего в 2017 году было опрошено свыше 12 тысяч потребителей Московской области и 4,9 тысяч представителей бизнеса во всех муниципальных образованиях Московской области.

Кроме того, при выработке предложений по развитию конкуренции учитывается информация о количестве обращений предпринимателей 
в контрольно-надзорные органы, в органы исполнительной власти региона, касающиеся качества конкурентной среды, статистическая информация, результаты деятельности органов власти за предшествующие периоды.

Все в целом позволяет выявить представления потребителей 
и предпринимателей об основных структурных составляющих конкуренции на социально значимых рынках Московской области, оценить динамику развития конкурентной среды, как важнейшего механизма повышения эффективности рыночной экономики.

Особое внимание уделяется Комитетом динамике мнения той категории опрошенных, которая считает недостаточно эффективными действия органов власти. Такая оценка достаточно консервативна и демонстрирует низкие темпы снижения.

Комитет анализирует причины, приводящие к ее «консервации» несмотря на принимаемые усилия по поддержке предпринимательского сообщества, определяет основные проблемные вопросы развития конкуренции в разрезе муниципальных образований и приоритеты в их решении в соответствии с принципами конкурентной политики, на которых акцентировал внимание всех ветвей власти Президент страны.

В результате принимаемых Правительством Московской области мер, в 2017 году произошло существенное увеличение числа респондентов, оценивших влияние деятельности государственных органов на развитие конкурентной среды как эффективное. Оценки бизнеса становятся более конкретными, сокращается количество респондентов, затрудняющихся дать оценку. За прошедший год на 5% сократилось количество респондентов, дающих отрицательную оценку работе органы власти. Более половины опрошенных считают, что органы власти работают эффективно.